Туруева

Светлана Алексеевна

Методическая копилка

 

Культура учебного труда обучающихся

и пути ее воспитания

(выступление Туруевой С.А. на школьном

педагогическом семинаре)

Современный качественный урок -  это урок хорошо подготовленный, тщательно рассчитанный в соответствии с намеченными целями и имеющимися возможностями.

 Что же главное в уроке? Без чего нет урока? Что определяет его главную суть?

 « Провести урок» - означает сделать дело, а не отсидеть положенное время.

Сердцевиной урока является труд. Поставив основой урока труд, легко выясняются и его цели, и организационные формы, деятельность учеников и функции учителя.

   Без труда нет результата.

Культура – 1) совокупность производственных, общественных и духовных        достижений людей.

                    2) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Искусство научить работать – одна из важнейших глав педагогики. Чем выше это искусство у учителя, тем больше прилежания у ученика.

(Прилежание старательность, усердие в труде, учении.)

   Прилежание и любовь к работе теснейшим образом связаны с уверенностью, источник которой – НАДЕЖДА НА УСПЕХ. Прилежание часто является только особенным способом выражения этой уверенности, задача учителя развить ее. Кто внушил классу должную уверенность, тот уже прошел половину дороги, ведущей к цели. Очень старательные и способные ученики обладают от природы уверенностью, у некоторых развивается даже самоуверенность.

  Первое, что необходимо посоветовать учителю, - развивать умение соразмерять свои требования с силами учеников. Чрезмерные требования ослабляют способность работать и вызывают усталость, дурное настроение, недовольство и тоскливую механическую работу, при которой дети трудятся,  подчиняясь силе.

 Если мы станем поддерживать более слабых и воздавать должное всякому старанию, то достигнем в итоге хороших результатов. С другой стороны, следует остерегаться того, как бы слабые ученики не заставили нас слишком низко опустить планку требований.

 Приучать детей к большей самостоятельности следует лишь постепенно. Пока учитель не станет учитывать реальный бюджет времени школьников  и рассчитывать в соответствии с ним объемы домашних заданий, вряд ли следует ожидать улучшения успехов.

При постепенном овладении искусством учить работе мы будем обращать внимание и на то, чтобы вовремя  и в достаточном объеме оказывать надлежащую поддержку. Нужно заранее устранять все трудности, с которыми не сможет справиться большинство учеников. Необходимо разъяснять, как преодолеть эти трудности. На уроках русского языка грамматические правила будем заучивать только тогда, когда они поняты, когда предшествующие умственные процессы, которые служат им основой, выполняются уже хорошо. В правильном механическом усвоении заключен секрет развития. Если внимание ученика сосредоточено и на старом, и новом материале, который еще не усвоен твердо и при пользовании им ученик еще не достиг беглости, то результаты всегда будут неудовлетворительными, что, несомненно, повредит интересу к работе. Эту ошибку покажет каждая ученическая работа, выполнения которой мы потребуем слишком быстро.

    Итак, требования наши будут всегда умеренными.

   В разумных пределах будет и наша помощь.

   При проверке своих требований  учитель  будет строгим, неуклонным, справедливым и настойчивым. Кто приучил своих  учеников к тому, чтобы они умели  с безусловной точностью выполнять умеренные требования, тот может достигнуть многого.

    Теперь остается рассмотреть, какие средства употреблять в том случае, если, несмотря на все приложенные усилия, настоящий интерес к работе не возникает. Прежде всего, очень важно узнать, от чего зависит действительный или кажущийся недостаток. Если у одной части класса обнаруживается недостаток прилежания по одному предмету, а по другим заметно ее продвижение вперед, то, вероятнее всего, причина в учителе.

Он обязан еще раз пройти тот раздел, где возникли проблемы (коррекция!), и таким образом достигнуть и полного понимания, и повышения интереса. В таких случаях причина вялости кроется в плохо усвоенном знании.

  При отсутствии интереса и равнодушии к учебе мы должны попытаться действовать в каком-то одном направлении. Ведь нет ученика, который  ничем не интересуется. Если только мы обнаружим сферу его интересов и правильно на нее будем воздействовать (дифференцированный подход) – наше дело выиграно.

Но там, где имеем дело с поверхностью, небрежностью и умственной ленью, там необходимы твердое распределение работы, неуклонная последовательность, тщательная проверка того, что должно быть приготовлено. Необходимо также постоянно побуждать ленивого ученика к работе, предлагая ему  вопросы и требуя от него выполнения определенных, разумно рассчитанных заданий. Если такой ученик видит, что его небрежность причиняет ему все новые и новые неприятности, что леность ему невыгодна, то постепенно он начинает заниматься лучше, если только учитель проявит твердость. При проявлении первых признаков трудолюбия будем сохранять нарочитое спокойствие и надлежащую дистанцию, но вместе с тем будем относиться к ученику с дружеским расположением. Не следует  лишь унывать по поводу того, что зародыш не сразу становится зрелым плодом.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт управляется системой uCoz