| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
открытый урок1. Указательные местоимения (6 класс) 2. Второстепенные члены предложения. Определение. (8 класс)
Указательные местоимения Указательные местоимения (презентация к уроку)
Аннотация к работе:
Конспект урока Тема урока: «Указательные местоимения» (слайд №1) Тип урока: Комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ Цель урока: познакомить обучающихся с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи. Задачи урока: формировать умение находить указательные местоимения в тексте; развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом; воспитывать любовь к книгам, чтению, внимательное отношение к слову. Оборудование: 1) компьютер, проектор, экран 2) презентация к уроку 3) учебник « Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.:Просвещение, 2001. 4) рабочие тетради 5) доска Ход урока:
1. Организационный момент. Оформление рабочих тетрадей. 2. «Орфографическая дуэль» (1 уч-ся у доски) Задание: записать словосочетания, избежав ловушки Задание + (для сильных уч-ся): определить разряд и падеж местоимений Появился у него, расспрашивать о ней, прибывать на вокзал с ими (!), объяснялся с тобой, сколько время (!) любуюсь ей (!), взять себя в руки, грущу по вам (!). 3. Работа с текстом (слайд №2) А) Лексическая работа (опережающее домашнее задание) (слайд №3): Облагораживать – сделать благородным, т.е. честным, открытым, высоконравственным, исключительным по своим качествам. Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Б) Определить тип речи, основную мысль текста.
В) Выявить средства связи предложений в тексте
Г) Выделить в тексте местоимения, разряды которых уже известны
Д) Проверка – физпауза (слайд№4) Наши – притяжательное Их – личное (3 лицо – они) Тебе – личное (2 лицо - ты) Они – личное (3 лицо) Которые – относительное
Рабочий текст: Книги – это наши учителя, помощники, друзья, советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут тебе о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогут вырабатывать характер. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. 4. Выход на тему урока: - Какие местоимения остались без внимания? Выпишите их. (Эти, такие.) - Что вы можете о них сказать? Определите их значение. - Как бы вы назвали разряд таких местоимений? - Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить? - Сформулируйте тему и цели урока. 5. Изучение нового материала. А) Исследовательская работа в парах ( заполнение таблицы «Разряды местоимений», начатой на предыдущих уроках) (слайд №5)
- В чём разница между местоимениями: тот – этот, там – тут, туда – сюда?
Б) Выступление пар, обсуждение таблицы В) Сопоставление материала таблицы, составленной обучающимися, с таблицей на слайде №4, демонстрируемой учителем, и материалом учебника § 77с.177. (ситуация успеха: определили больше, чем материал учебника)
6. Закрепительно – тренировочные упражнения: А) Работа с текстом (слайд №2) -объяснить постановку тире в 1 предложении. - ЭТО – местоимение? Обоснуйте своё мнение. (ЭТО–частица не соответствует роли местоимения ЭТО) - Какой вывод необходимо для себя сделать? (Внимательное отношение к слову)
Б) Упр. 439 с.178 Задание: выписать из текста словосочетания с указательными местоимениями (1 уч-ся доски). Задание+ (для сильных обучающихся): определить синтаксическую роль указательных местоимений
Слайд №6 для самопроверки «задания +» В те места Т7. Рефлексия. Игра «Кто больше?» Задание: за 1(2) минуту записать как можно больше словосочетаний с указательными местоимениями. 8. Задание на дом (дифференцированно) (слайд №7) Уровень А (на оценку): 1) § 77, повторить §68 -72, 75. 2) написать рассуждение на тему «Роль книги в моей жизни», используя указательные местоимения. Уровень Б: 1) § 77, повторить §68 -72, 75. 2) Упр. 441 стр.179 + работа с "Этимологическим словарём" (выписать этимологию слова СИХ , СЕЙ ) Уровень С: 1) § 77, повторить §68 -72, 75 2) Упр. 437 стр. 178. (После выбора задания дети получают их на листочках у учителя) 9. Итог урока. (Слайд №8)
Методическая часть 1. Цель использования презентации «Указательные местоимения» - это повышение мотивации учеников к изучению русского языка и активизация познавательной деятельности.
Учителем используются следующие методы и приёмы: 1) повторение изученного материала организовано через игру «Орфографическая дуэль» 2) при работе с текстом лексическая работа организована через опережающее домашнее задание 3) выход на тему урока осуществляется через проблемную ситуацию, беседу 4) при изучении нового материала используется исследовательская работа в парах, работа по таблице, создание ситуации успеха, сравнительный анализ 5) этап закрепления изученного проводится через выборочное списывание и самопроверку, решение проблемной ситуации, игру. Презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока, т.к. постоянное обсуждение нового этапа начинается с демонстрации слайда, что позволяет обучающимся постоянно видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала. Использование презентации позволяет учитывать и индивидуальные особенности учеников и осуществлять дифференцированный подход в обучении. Можно сочетать работу в паре, группе, самостоятельную работы учеников по «Заданию+».
Тема: Второстепенные члены предложения. Определение. (1 урок, 8 класс). Цели: расширить представления обучающихся об определении; дать понятие о несогласованном определении, о синонимии определений разного вида; развивать навык исследования, коллективной и парной работы; воспитывать внимательное отношение к слову. Ход урока. 1. Орг. момент.
3. Сравнительный анализ предложений: (1 уч-ся у доски) (слайд 5,6) Наступила осень. – После знойного лета наступила золотая осень. - Что общего в предложениях? (тема) - Что вы можете сказать о втором предложении? (больше информации, т.к кроме грамматической основы есть второстепенные члены, предложение распространённое) - Зачем в предложении нужны второстепенные члены? -Какие слова распространяют сказуемое? Какими членами предложения они являются? Наступила (когда? после чего?) после лета -Как называются второстепенные члены, к которым можно задать несколько разных вопросов? (МНОГОЗНАЧНЫЙ) - Найдите слова, распространяющие подлежащее. - Какими членами предложения они являются? Золотая (какая?) осень -Почему осень названа «золотой»? какой приём использован? (МЕТАФОРА) -Какие второстепенные члены предложения ещё имеются, и что они распространяют? После знойного (какого?) лета -Какой приём использован в этом словосочетании? (ЭПИТЕТ) -Какова роль эпитетов и метафор в речи? (украшают речь, придают красочность, «вносят краски») -Как называются члены предложения, «вносящие краски» в нашу речь? (ОПРЕДЕЛЕНЕ) -Вспомните, пожалуйста, стихотворение об определении Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и какой? – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. 4. Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь. (слайд 2) -Пользуясь планом изучения членов предложения, сформулируйте задачи урока: (слайд 3) 1.Общее значение. 2. Вопросы. 3. Способ связи, характерный для словосочетаний с данным членом предложения. 4. Графическое обозначение. 5. Виды. 6. Способы выражения. 5. Исследовательская работа в парах с таблицей: (слайд 4)
· Нарисованное солнце казалось живым. · Он живёт в доме слева. · Утром мы ели яйца вкрутую. · У меня была мечта попутешествовать по свету. · Покрытие в три слоя было тяжелым. · Дети постарше помогали малышам. 6. Обобщение исследовательской работы, выступления уч-ся с выводами Согласованные определения / несогласованные определения (слайды 9-11) 7. Самостоятельная работа (слайд 12) 8. Запись предложений – «загадок» (слайд 13) 9. Д/З: (слайд 14) Слайд 7-8?! Бутерброд с сыром или бутерброд с колбасой? Синонимия согласованных и несогласованных определений (с. 58 поурочн. разработки) Упр.137 с.72
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |