| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
программа кружка "Русский детский фольклор"Кружок «Русский детский фольклор» Пояснительная записка.
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.» Г.С.Виноградов. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов). Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа. К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка. В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание. Цель кружка: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского детского фольклора. Задачи кружка:образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.
развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории. воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Продолжительность кружка – 1 год. 1 четверть - 9 занятий 2 четверть – 7 занятий 3 четверть – 10 занятий 4 четверть – 8 занятий
Возраст обучающихся – 12 – 13 лет (6 класс)
Состав группы: 1. Абдулхаирова Раиса (6б) 2. Алексеева Наталья (6б) 3. Безрукова Надежда (6г) 4. Вишнивская Анастасия (6г) 5. Габдуллина Фарида (6в) 6. Дадабаева Бианзурат (6б) 7. Илюшкина Дарья (6в) 8. Майборода Светлана (6в) 9. Мигалчич Мария (6г) 10. Никитина Анастасия (6г) 11. Панасенко Мария (6г) 12. Рагимли Гюльсум (6б) 13. Сафарова Назиля (6в) 14. Таций Татьяна (6б) 15. Третьякова Анастасия (6б)
Календарно-тематический план кружка.
Литература: 1. Александрович Н.Ф. «Внеклассная работа по русскому языку». – Минск: Народная асвета, 1971г.
2.Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1987г.
3.Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» - М: Просвещение, 1992г.
4.Ушаков Н.Н. «Кружковая работа по русскому языку»: (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979г.
Предполагаемые результаты освоения программы Должны знать: -специфику детского фольклора; - историю собирания и изучения детского фольклора; - классификацию детского фольклора; -жанры народной поэзии, их особенности. Должны уметь: -определять жанры народной поэзии; -классифицировать жанры детского фольклора; -использовать детский фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.
Учебно-тематический план
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (1 час) Цели, задачи, содержание программы обучения. Специфика детского фольклора, история собирания и изучения детского фольклора. Классификация детского фольклора.
Тема 2.Поэзия пестования (6 часов) Тема 2.1., 2.2. Колыбельные песни. Понятие жанра. Генезис колыбельной песни. Внутрижанровая классификация. Художественный стиль колыбельной песни. Разучивание колыбельных песен. Тема 2.3. Пестушки. Понятие жанра. Жанровые черты. Физиологическое значение пестушек. Поэтизация текста пестушек. Анализ пестушек. Тема 2.4. Потешки. Понятие жанра.Жанровые черты. Функции потешек. Анализ пестушек, их разучивание. Тема 2.5. Прибаутки. Понятие жанра. История жанра. Процесс формообразования прибауток. Группы прибауток. Анализ и разучивание прибауток. Тема 2.6. Докучные сказки. Понятие жанра. История жанра. Функции докучных сказок. Чтение и анализ докучных сказок.
Тема 3. Бытовой фольклор (6 часов) Тема 3.1. Детские народные песни. Понятие жанра. Классификация детских народных песен. Своеобразие жанра. Значение жанра. Анализ и разучивание детских народных песен. Тема 3.2. Заклички и приговорки. Понятие жанров, их генезис. Особенности жанров, отличие их друг от друга. Анализ и разучивание закличек и приговорок. Тема 3.3. Детская обрядовая поэзия. Формы духовного воспитания в старину. Генезис детской обрядовой поэзии. Традиции детской обрядовой поэзии в современности. Чтение текстов детской обрядовой поэзии, их анализ. Тема 3.4. Прозвища и дразнилки. Понятие жанров, отличие их друг от друга. Поэтика, условия бытования прозвищ и дразнилок. Генезис жанров. Чтение, анализ прозвищ и дразнилок. Тема 3.5. Детские сказки. Генезис жанра. Классификация детских сказок. Педагогическая функция детских сказок. Сказки-импровизации. Чтение сказок. Тема 3. 6. Страшилки. Понятие жанра. Генезис жанра. Жанровое своеобразие. Классификация страшилок. Значение страшилок в жизни ребёнка. Чтение и анализ страшилок.
Тема 4. Потешный фольклор (7 часов) Тема 4.1. Словесные игры. Понятие жанра, его генезис. Поэтика игр. Жанровое разнообразие. Коммуникативная и эстетическая ценность жанра. Разучивание словесных игр. Тема 4.2. Молчанки и голосянки. Понятия жанров. Роль жанров в жизни ребёнка. Генезис жанров. Разучивание и анализ молчанок и голосянок. Тема 4. 3. Поддёвки. Понятие и генезис жанра. Педагогическая функция поддёвок. Поэтизация текстов поддёвок. Классификация поддёвок. Чтение и анализ поддёвок. Тема 4. 4. Сечки. Понятие и генезис жанра. Исследование сечек фольклористами. Особенности жанра. Разучивание сечек. Тема 4. 5. Скороговорки. Генезис скороговорок. Публикации собраний скороговорок. Скороговорка – инструмент в работе логопеда. Бытование скороговорок в наши дни. Конкурс скороговорочников. Тема 4.6. Небылицы-перевёртыши. Понятие и генезис жанра. Педагогическая ценность жанра. Классификация небылиц-перевёртышей, жанровое своеобразие. Чтение небылиц-перевёртышей. Тема 4.7. Загадки. Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Классификация загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.
Тема 5. Фольклорные посиделки (6 часов) Подготовка и проведение «Фольклорных посиделок» для 6-х классов (отчетное мероприятие). Сбор материала и составление сценария мероприятия. Распределение ролей, составление заданий для участников посиделок. Репетиции мероприятия. Обсуждение интерьера «горницы».
Тема 6. Игровой фольклор (6 часов) Тема 6.1. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста. Особенности жанра. Педагогические функции игры. Поэтизация текстов игр. Разучивание игр. Тема 6.2. Формальные ролевые игры с игровыми припевами. Особенности жанра. Хороводные игры. Генезис жанра. Негативное влияние СМИ на формальные ролевые игры. Разучивание игр. Тема 6.3. Формальные ролевые игры с игровыми приговорами. Особенности жанра. Классификация жанра. Игры, заимствованные от взрослых. Жизнеспособность формальных ролевых игр с игровыми припевами. Разучивание игр. Тема 6.4. Игры-импровизации. Особенности жанра. Генезис жанра. Игры-импровизации – зеркало жизни народа. Педагогическая ценность игр-импровизаций. Тема 6.5. Жеребьёвые сговорки. Понятие и особенности жанра. Генезис жанра и его исследования. Поэтизация текстов сговорок. Разучивание сговорок. Тема 6.6. Считалки. «Неувядаемые произведения». Жанровое своеобразие считалок. Генезис жанра. Вариативность считалок. Классификация считалок. Поэтизация текстов считалок. Композиция считалок. Популярность жанра в наши дни. Разучивание считалок.
Тема 7. Народный кукольный театр «На весёлой ярмарке» (1 час). Генезис народного кукольного театра, его особенности. Герой-любимец публики – Петрушка Уксусов. Чтение сценки и его обсуждение.
Тема 8. Заключительное занятие. Сочинение на тему « Что мне дли занятия фольклорного кружка?» Подведение итогов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |