| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
программа курса по выборуПрограмма курса по выбору «Как говорить правильно? Культура речи - культура поведения?» для обучающихся 9-х классов, 17 часов
Пояснительная записка. Перед учителем-словесником стоит задача не только совершенствовать из года в год орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и расширять словарный запас, всячески повышать культуру речи школьников. Поэтому основными задачами курса «Как правильно говорить? Культура речи - культура поведения» являются: - совершенствовать речевую культуру; - воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; - способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка. В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средствах общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении со- временного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их |форм и построению синтаксических конструкций. Программа состоит из четырех разделов: «Основы культуры речи», «Всегда ли понятна и выразительна ваша речь?», «Точность словоупотребления», «Язык и культура общения сегодня». На изучение каждой темы рекомендуется по 1 часу в неделю. Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, культуры их речи, обогащением речи изобразительно-выразительными средствами. Данный курс поможет учащимся избежать нежелательных отклонений от литературной нормы.
Содержание элективного курса по русскому языку «Как говорить правильно? Культура речи — культура поведения» 1. Основы культуры речи: а) Что такое культура речи. Основные качества речи. б) Нормы произношения. в) Ударение в словах. г) Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных, произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения, вариативность ударений. Формы самостоятельных частей речи, искажение форм различных частей речи, построение словосочетаний и предложений. Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой). Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме. 2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь а) Слова ограниченного и неограниченного употребления. б) Многозначные термины и иностранные слова. в) Неиссякаемый источник – фразеология. г) Что делает речь яркой и образной. Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика. Неправильное использование, непонимание значений иностранных слов. Основные способы толкования терминов. Стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое. Выразительные возможности лексических образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты). Приёмы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор). Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы, знать точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, какие образные средства языка делают нашу речь красивей и выразительней.
Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова; уметь вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений, использовать в речи эмоционально-экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства. 3. Точность словоупотребления: а) нарушение лексической сочетаемости слов; б) плеоназм и тавтология (речевая избыточность); в) правильный выбор синонимов; г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты - «словесное топтание» на месте; д) о ляпсусах в нашей речи. Смысловая несовместимость слов. Употребление в одном предложении однокоренных слов. Два типа значений слов—свободное и фразеологически связанное. Ошибки в словах с фразеологически связанным значением, Психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и т.п., борьба с ними. Причины словесной небрежности. Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способность соединяться друг с другом; знать, что засоряет, огрубляет нашу речь. Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам. 4. Язык и культура общения сегодня: а) Речевой этикет. б) Этикет деловой речи. Универсальные слова-обращения, пригодные и в быту, и в условиях официального общения; язык объявлений и инструкций. Формулы приветствия и прощания, извинения, этикет телефонных разговоров. Выражение стандартных ситуаций в деловом общении. Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников. Требования к умениям: уметь общаться с людьми, управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.
Учебный план.
Литература:
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи//Ростов-на-Дону, 1998. 2. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи//М, 1996. 3. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи//М., 1988. 4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения//М., 1989. 5. Сергеев Ф.П. О культуре русской речи//Волгоград, 1999. 6. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение//Волгоград, 2002. 7. Москвин В.П. Стилистика русского языка//Волгоград, 2000. 8. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе//М., 1989. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |