Туруева

Светлана Алексеевна

открытый урок

1. Указательные местоимения (6 класс)

2. Второстепенные члены предложения. Определение. (8 класс)

 

 

 

Указательные местоимения

 Указательные местоимения (презентация к уроку)

 

Аннотация к работе:

  1. Автор: Туруева Светлана Алексеевна – учитель русского языка и литературы
  2. МОУ «СОШ №1» г. Нефтеюганска.ХМАО-Югры
  3. Предмет, класс: Русский язык, 6 класс
  4. Тема учебного занятия: «Указательные местоимения».
  5. Место занятия в учебном процессе: Тема «Местоимение. Разряды местоимения.» 7 урок
  6. Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ 

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный

Демонстрационная презентация

Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности.

Актуализация

Демонстрационная презентация

Повторение и переход к изучению нового материала

Изучение нового материала

Демонстрационная презентация

Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала. Отработка умений работать с неадаптированными источниками, аналитических умений и навыков.

Заключительная часть урока

Демонстрационная презентация

Для дифференциации домашнего задания

 Конспект урока

Тема урока: «Указательные местоимения» (слайд №1)

 Тип урока: Комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ

 Цель урока: познакомить обучающихся с разрядом указательных местоимений, их

значением, употреблением в речи.

Задачи урока: формировать умение находить указательные местоимения в тексте;

развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом;

воспитывать любовь к книгам, чтению, внимательное отношение к слову.

 Оборудование:

1)      компьютер, проектор, экран

2)      презентация к уроку

3)      учебник « Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.:Просвещение, 2001.

4)      рабочие тетради

5)      доска

                        Ход урока:

 

1.      Организационный момент.

Оформление рабочих тетрадей.

2.      «Орфографическая дуэль» (1 уч-ся у доски)

Задание: записать словосочетания, избежав ловушки

Задание + (для сильных уч-ся): определить разряд и падеж местоимений

 Появился у него, расспрашивать о ней, прибывать на вокзал с ими (!), объяснялся с тобой, сколько время (!) любуюсь ей (!), взять себя в руки, грущу по вам (!).

 3.      Работа с текстом (слайд №2)

А)  Лексическая работа (опережающее домашнее задание) (слайд №3):

Облагораживать – сделать благородным, т.е. честным, открытым, высоконравственным, исключительным по своим  качествам.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

 

Б) Определить тип речи, основную мысль текста.

 

В) Выявить средства связи предложений в тексте

 

Г) Выделить в тексте местоимения, разряды которых уже известны

 

Д) Проверка – физпауза (слайд№4)

Наши – притяжательное

Их – личное (3 лицо – они)

Тебе – личное (2 лицо -  ты)

Они – личное (3 лицо)

Которые – относительное

 

Рабочий текст:

Книги – это наши учителя, помощники, друзья, советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут тебе о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогут вырабатывать характер.

Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.

 4.      Выход на тему урока:

- Какие местоимения остались без внимания? Выпишите их. (Эти, такие.)

- Что вы можете о них сказать? Определите их значение.

- Как бы вы назвали разряд таких местоимений?

- Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить?

- Сформулируйте тему и цели урока.

     5.      Изучение нового материала.

А) Исследовательская работа в парах ( заполнение таблицы «Разряды местоимений», начатой на предыдущих уроках) (слайд №5)

 

Разряд

Слова-местоимения

Значение

Отвечают

на вопросы

Постоянные признаки

Изменяются

Синтаксическая роль

Указательные

Тот - этот

Такой

Таков

Столько

Там - тут

Тогда

Так

Отсюда

Туда - сюда

 

 

 

 

 

 

- В чём разница между местоимениями: тот – этот, там – тут, туда – сюда?

 

Б) Выступление пар, обсуждение таблицы

В) Сопоставление материала таблицы, составленной обучающимися, с  таблицей на слайде №4, демонстрируемой учителем, и материалом учебника § 77с.177. (ситуация успеха: определили больше, чем материал учебника)

 

6.      Закрепительно – тренировочные упражнения:

А) Работа с текстом (слайд №2)

-объяснить постановку  тире в 1 предложении.

- ЭТО – местоимение? Обоснуйте своё мнение. (ЭТО–частица не соответствует роли местоимения ЭТО)

- Какой вывод необходимо для себя сделать?  (Внимательное отношение к слову)

 

Б) Упр. 439 с.178

Задание: выписать из текста словосочетания с указательными местоимениями  (1 уч-ся   доски).

Задание+ (для сильных обучающихся): определить синтаксическую роль указательных местоимений

 

Слайд №6 для самопроверки «задания +»

В те места

Т7.      Рефлексия. Игра «Кто больше?»

Задание: за 1(2) минуту записать как можно больше словосочетаний с указательными

               местоимениями.

 8.  Задание на дом (дифференцированно) (слайд №7)

 Уровень А (на оценку): 1) § 77,  повторить §68 -72, 75.

2) написать рассуждение на тему «Роль книги в моей жизни»,

используя  указательные местоимения.

Уровень Б:                      1) § 77, повторить §68 -72, 75.

2) Упр. 441 стр.179 + работа с "Этимологическим словарём"

(выписать этимологию слова СИХ , СЕЙ ) 

Уровень С:                      1) § 77, повторить §68 -72, 75

2) Упр. 437 стр. 178.

(После выбора задания дети получают их на листочках у учителя)

 9. Итог урока.

(Слайд №8)

 

Методическая часть

1. Цель использования презентации «Указательные местоимения» - это повышение мотивации

 учеников к изучению русского языка  и активизация познавательной деятельности.

 

Учителем используются следующие методы и приёмы:

 1) повторение   изученного материала организовано через игру «Орфографическая дуэль»

 2) при работе с текстом лексическая работа организована через опережающее домашнее задание

 3) выход на тему урока  осуществляется через проблемную ситуацию, беседу

 4) при изучении нового материала используется исследовательская работа в парах, работа по таблице, создание ситуации успеха, сравнительный анализ

 5)  этап закрепления изученного проводится через выборочное списывание и самопроверку, решение проблемной ситуации, игру.

Презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока, т.к. постоянное обсуждение нового этапа  начинается с демонстрации слайда, что позволяет обучающимся постоянно видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала.

Использование презентации позволяет учитывать и индивидуальные особенности учеников и осуществлять дифференцированный подход в обучении. Можно сочетать работу в паре, группе, самостоятельную работы учеников по «Заданию+».

Слайд №

Что показывает

Как показывает

Для чего

1

Титульный лист

 Надпись с анимацией

Указать тему урока

2

Рабочий текст

Слайд с анимационным текстом и гиперссылкой на слайд №6

Для комплексного анализ текста

3

Словарная работа

Слайд с двумя анимационными  текстами

Определения лекси-ческого значения слов, проверки домашнего «задания +»

4

Слова для самопроверки

Слайд с анимационным текстом

Проверки и закреп-ления  изученного материала, физпаузы

5

Указательные местоимения

Слайд с анимационной таблицей и гиперссылкой на слайд №2

Проверки исследова-тельской работы в парах и создания ситуации успеха и мотивации на успех

6

Словосочетания с указательными местоимениями

Слайд с анимационным текстом

Самопроверки  качества выполнения самостоятельной работы с «заданием +»

7

Задание на дом

Слайд с анимационным текстом

Для дифференциации домашней работы и возможности обуча-ющихся выбрать зада-ние на дом с учётом своих возможностей

8

Благодарность за урок

«Спасибо за урок» с анимацией

Для позитивного нас-троя обучающихся и чувства удовлетворе-ния от работы на уроке

 

 

 

Тема:           Второстепенные члены предложения. Определение. (1 урок, 8 класс).

 

Цели:         расширить представления обучающихся об определении; дать понятие о несогласованном определении, о синонимии определений разного вида;

развивать навык исследования, коллективной и парной работы;

воспитывать внимательное отношение к слову.

 

 

 

                                           Ход урока.

1.  Орг. момент.

  1. Теоретическая пятиминутка по теме «Синтаксис» (проводит 1 из уч-ся, 1 уч-ся у доски)

3. Сравнительный анализ предложений: (1 уч-ся у доски) (слайд 5,6)

Наступила осень. – После знойного лета наступила золотая осень.

- Что общего в предложениях? (тема)

- Что вы можете сказать о втором предложении? (больше информации, т.к кроме грамматической основы есть второстепенные члены, предложение распространённое)

- Зачем в предложении нужны второстепенные члены?

-Какие слова распространяют сказуемое? Какими членами предложения они являются?

 

                                 Наступила (когда? после чего?) после лета

-Как называются второстепенные члены, к которым можно задать несколько разных вопросов? (МНОГОЗНАЧНЫЙ)

- Найдите слова, распространяющие подлежащее.

-  Какими членами предложения они являются?

                                           Золотая (какая?) осень

-Почему осень названа «золотой»? какой приём использован? (МЕТАФОРА)

-Какие второстепенные члены предложения ещё имеются, и что они распространяют?

                                          После знойного (какого?) лета

-Какой приём использован в этом словосочетании? (ЭПИТЕТ)

-Какова роль эпитетов и метафор в речи? (украшают речь, придают красочность, «вносят краски»)

-Как называются члены предложения, «вносящие краски» в нашу речь? (ОПРЕДЕЛЕНЕ)

-Вспомните, пожалуйста, стихотворение об определении

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и какой? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

 

4.     Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь. (слайд 2)

-Пользуясь планом изучения членов предложения, сформулируйте задачи урока: (слайд 3)

1.Общее значение.

2. Вопросы.

3. Способ связи, характерный для словосочетаний с данным членом предложения.

4. Графическое обозначение.

5. Виды.

6. Способы выражения.

 

 

5.     Исследовательская работа в парах с таблицей: (слайд 4)

 

Знаю

Узнал

Хочу узнать

  1. Качества, свойства, признак предметов и явлений.
  2. Какой? Чей? Который?
  3. Согласование
  4. Волнистая линия
  5.  
  1. -Прилагательное,           -причастие,                     -местоимение,                -порядковое числительное

(привести примеры)

 

     « Р.т»  - упр.66

 3. Управление, примыкание

4.

5. согласованное и несогласованное

6. –наречие

  - н.ф.глагола

  - словосочетание

  - сравнительная степень

    Прилагательного

  (привести примеры)

 

       «Р.т» - упр.67 с. 59 или

       упр.134 учебника с.70-71

 

          ответ на «загадку»

·        Нарисованное солнце казалось живым.

·        Он живёт в доме слева.

·        Утром мы ели яйца вкрутую.

·        У меня была мечта попутешествовать по свету.

·        Покрытие в три слоя было тяжелым.

·        Дети постарше помогали малышам.

 

6.     Обобщение исследовательской работы, выступления уч-ся с выводами

Согласованные определения          /          несогласованные определения

                                             (слайды 9-11)

 

7.     Самостоятельная работа (слайд 12)

 

8.     Запись предложений – «загадок» (слайд 13)

 

 

9.     Д/З: (слайд 14)

 

Слайд 7-8?!

Бутерброд с сыром или бутерброд с колбасой?

Синонимия согласованных и несогласованных определений

(с. 58 поурочн. разработки)

Упр.137 с.72

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт управляется системой uCoz